Как Почте России зарабатывать больше.
Наверное не секрет что Почта России, при всех ее масштабах и возможностях, последнее время испытывает финансовую напряженность. Причин этому много, это и потеря зарубежных отправок из-за ограничения платежей, санкции иностранных торговых площадок, развитие российских маркетплейсов, конкуренция с частными курьерскими компаниями… Было много разных инициатив по увеличению доходов и выручки почты России: продажа продуктов питания, БАДов, страховых и финансовых продуктов, развитие собственной системы дистанционной торговли… Почта старается, обновляется, модернизируется и это главное для успеха.
Попробую дать несколько советов как постоянный клиент почты. Я не претендую на знание какого-то секрета успеха, но как говорят «большое видно на расстоянии». Надеюсь и мои простые советы будут кому-то полезны.
- В крупных городах Почта России обладает возможностью для расширения вендинговой торговли. Торговые автоматы давно вошли в нашу жизнь и являются уже такой же нормой как эквайринг или мобильный интернет. Кофейные и снековые автоматы стоят во всех транспортных компаниях, банках метро, МЦК. Наверное, они были бы успешны и в отделениях Почты России. И не только дорогие и сложные, но и простые механические аппараты по продаже шариковых ручек, батареек, конфет, жвачек... Аппараты по продаже почтовых конвертов, пакетов, открыток. Это же не только дополнительные продажи, но и сокращение работы операторов. Это удобство для клиентов: купил пакет и ручку в автомате, заполнил и с готовым пришел к оператору.
- Почта России торговала и торгует огромным ассортиментом товаров от тушенки до стирального порошка, от детских книжек до электрочайников. Но чего постоянно не хватает почте России так это упаковки для писем и посылок. Нельзя сказать что упаковки нет, в последние годы базовый минимальный набор пакетов коробок и конвертов в отделениях есть. Что характерно именно на упаковке Почта России имеет высокую рентабельность, а не от продажи непрофильных продуктов. Расширение предложения товаров для упаковки даст гарантированный рост выручки, а вложения учитывая объемы очень небольшие. Номенклатура может быть большая: конверты с расширением, картонные пакеты и конверты, художественные конверты из качественной бумаги, пакеты с застежкой, вакуумные пакеты для одежды, пузырьковые пакеты… Качественная, а не дешевая упаковка должна быть в основе ассортимента. Простой пример: предложите покупателю конверт из картона с печатью за 200 рублей а не дешевый бумажный за 20 рублей чтобы его документы пришли ровными и он согласится. Но и конверт весит больше и за услуги доставки Почта России получит больше.
- Немного о лоббировании интересов Почты России. В чем успех паркет плейсов которые практически уничтожают независимые интернет магазины которые массово отправляли товары Почтой России? Маркетплейсы создают у покупателя иллюзию бесплатной доставки. Доставка не бесплатна, за нее платит поставщик, включая стоимость доставки в стоимость товара. Но даже более высокая цена на товар не останавливает покупателей, которые как правило не умеют и не хотят рассчитывать стоимость доставки. Получается парадоксальная ситуация, приходя на почту покупатель видит рост тарифов, а в маркетплейсах доставка «бесплатно». Похожая ситуация у Торговых Центров: зачем туда идти, если доставка покупок кажется бесплатной.
Кардинально можно изменить ситуацию только законодательно обязав всех продавцов выделять реальную стоимость доставки до покупателя в стоимости товара - товары отдельно, услуги отдельно. Политика компаний продавать пакетом без указания услуги доставки до покупателя в цене товара - это введение в заблуждение покупателя и нечестная конкуренция.
- Доходы от рекламы. Почта России уже имеет рекламные контракты, но можно иметь значительно больше. Есть много носителей рекламы от фасадов отделений до и столов для заполнения корреспонденции. Операторам следить за стойкой рекламы в разы проще чем за стеллажом с продуктами питания. Многие производители оплатят тираж конвертов или пакетов со своей рекламой и тогда Почта России продаст конверты с околонулевой себестоимостью. Всегда можно разместить рекламу от спонсора на внутренней стороне почтовой коробки, считал QR-код получил подарок от спонсора. А такие коробки только в отделениях Почты России.
- Конкурсы и лотереи могут увеличить количество почтовых отправок. У клиентов надо создать интерес к пересылке чего либо: рисунков детского творчества, карточек с отметкой почтового отделения, пробников для тестирования товаров…
- Товары по подписке. Сейчас подписка оформляется только для периодических печатных изданий. Но можно то же самое делать для продажи разовых партий товаров которые будут дешевле, потому что это гарантированный сбыт и фиксированная цена доставки. При этом почте не надо стремится все делать самим кроме услуг доставки продвижения. Для поставок товаров по контракту в достатке производителей и поставщиков. Если развивать это направление, то это и магазин совместных покупок и каталожная торговля и маркетплейс.